[Персональная
страница Дмитрия Сепетого]
Послесловие. Материализм
как форма сциентизма
Успехи
естественных и инженерных наук (физики, химии, биологии, компьютерных технологий)
в ХVIII-ХХ столетиях произвели огромное впечатление на сознание людей и привели
к распространению веры во всемогущество науки – отсутствие каких-либо пределов
для естественно-научного познания; веры в то, что методы и объяснительные
принципы, которые оказываются продуктивными в сфере естественных наук, дают
ответ на любой значимый вопрос. Такую веру называют сциентизмом. Научные
работники, задействованные в естественных науках, в особенности склонны к
сциентизму, поскольку он предоставляет высочайший престиж их профессии. Кроме
того, для человека, который, вследствие профессиональной специализации, привык
мыслить в категориях физики, химии, биологии или компьютерных технологий,
естественна склонность рассматривать сквозь призму этих категорий всю
действительность, не задумываясь всерьез, критически о том, насколько это
правомерно.
Однако эта вера во всемогущество
естественных наук некритична, нерациональна, – она не основывается на
рациональном исследовании возможностей и пределов научного познания,[1]а также
специфики отдельных сфер научного познания. Сциентизм подвергался острой
критике со стороны многих ученых и философов науки. Так, выдающийся экономист и
философ ХХ столетия Фридрих фон Хайек характеризовал сциентизм как “позицию,
конечно же, ненаучную, подразумевающую механический и некритичный перенос
определенного образа мышления, сложившегося в одной области, в совершенно
другие. В отличие от научного, сциентистский взгляд не является
непредубежденным, напротив, это очень предубежденный подход, который еще до
рассмотрения своего предмета претендует на точное знание того, каким способом
его исследовать.” Сциентизм – это лишь “рабское подражание языку и методам
науки”, – в отличие от науки как деятельности, для которой главным является
“общий дух непредвзятого исследования”.[2] Карл
Поппер считал необходимым уточнить: правильнее было бы говорить “об имитации
того, что кое-кто ошибочно считает методом и языком науки”.[3]
А вот как характеризует сциентизм
Томас Нагель: “Сциентизм ... передает в вéдение одного типа
человеческого понимания Вселенную и все, что о ней может быть сказано. В своих
наиболее близоруких формах он считает, что все существующее должно быть понятно
через применение научных теорий, подобных тем, которые мы развили на данный момент
− нынешними образцами являются физика и эволюционная биология −
будто нынешний век не является лишь одним из многих... Весьма много времени
утрачено из-за предположения, что уже существующие методы решат проблемы, для
которых они не создавались; весьма много гипотез и систем мысли в философии и
вне ее основываются на странном представлении, что мы, в этот момент истории,
владеем базовыми формами понимания, которые пригодны для понимания абсолютно
всего.”[4]
Распространение материализма и его
популярность среди ученых не свидетельствуют о его рациональности, а является
проявлением сциентизма. Претензии материализма на истинность не имеют рациональных оснований. На
самом деле материализм – это иррациональная
вера, которая основывается на авторитете. Тот факт, что авторитетом при
этом считаются естественные науки, не изменяет иррационального (а
следовательно, ненаучного) характера материализма.
Материализм
апеллирует к авторитету науки подобно тому, как религиозные проповедники
апеллируют к авторитету Бога. Вопрос: следует ли нам
верить их словам? могут ли они доказать их
правдивость? Как отличить настоящих посланников Бога от мошенников и
сумасшедших?
Наука (равно как
и философия) – это, прежде всего, рациональная критическая деятельность.
Суждения рациональны в той мере, в которой они являются результатом
критического исследования имеющихся свидетельств и аргументов. Суждения,
которые не являются таковыми, но апеллируют к авторитету науки, являются не
научными, а лженаучными. (Яркий пример – так называемый “научный социализм”
Маркса.)
Действительность не является такой
простой и однозначной, какой ее считают материалисты. Возможности естественных
наук ограничены и оставляют пространство для ненаучных представлений. При этом
ненаучность не всегда означает ошибочность или нерациональность. Иногда бывает
как раз наоборот: установка на соблюдение исключительно тех представлений,
которые отвечают естественно-научным стандартам, ведет к принятию рационально
неоправданных, абсурдных и антигуманных теорий.