[Персональная страница Дмитрия Сепетого]

[Содержание]

Материализм – это философия субъекта, который в своих размышлениях забывает о самом себе.

Артур Шопенгауэр[1]

 

Многие люди, как я и сам в прошлом, считают, что они могут одновременно воспринимать сознание всерьез и оставаться материалистами. ...это невозможно, по простой причине. ...Можно сказать: Вы не можете “съесть” сознание и оставить целым Ваш “материалистический пирог”.[2]

По своему темпераменту, я имею сильную склонность к материалистическому редуктивному объяснению и не имею сильных духовных или религиозных склонностей. Много лет я ожидал  материалистической теории; и очень неохотно отказался от этой надежды. В конечном счете, мне кажется ясным, что эти выводы должен принять каждый, кто хочет воспринимать сознание всерьез. Материализм – прекрасное и привлекательное мировоззрение, но чтобы понять сознание, мы должны выйти за пределы тех средств, которые он предоставляет.

Дэвид Чалмерс[3]

 

…следует доверять ... плюралистическому несогласию больше, чем систематической гармонии... Если аргументы или систематические теоретические соображения ведут к результатам, которые интуитивно кажутся бессмысленными, или если изящное решение проблемы не устраняет убеждения, что проблема все еще остается, или если после демонстрации нереальности какого-либо вопроса нам все еще хочется его ставить, – это значит, что с аргументацией что-то не так и проблема требует дальнейшей отработки…

…чтобы создавать понимание, философия должна убеждать. Это означает, что она должна создавать и разрушать взгляды, а не только снабжать нас связными системами высказываний...

Томас Нагель[4]

 

Предисловие

Предмет исследования этой книги – психофизическая проблема (the mind-body problem) – проблема отношения между психикой (mind) или сознанием  как сферой субъективного и телом (body) или мозгом как частью физической реальности. Или, точнее, проблема природы носителя-субъекта психических состояний и процессов (ощущений, эмоций, осознавания, мышления, желаний и т.п.), психического Я, и его отношения к телу (мозгу).

Речь идет о вопросах, представляющих самый жизненный интерес для каждого чувствующего и мыслящего человека, в частности:

  Что есть я? Что есть каждый из нас, каждое человеческое Я? Лишь сложная совокупность атомов, которые движутся и взаимодействуют по законам физики? Или что-то нематериальное (душа)?

С этими вопросами тесно связаны другие, не менее важные:

  Возможно ли, что наше существование продолжится после телесной смерти? (А также: Возможно ли, что мы существовали и до этой жизни?) Возможно ли личное бессмертие?

Многие философы с разными (в т.ч. противоположными) мировоззрениями считали это самой важной философской проблемой.

Так, известный немецкий философ-материалист ХІХ в. Фридрих Энгельс оценивал эту проблему (правда, некорректно описывая ее как "вопрос об отношении мышления к бытию"[5]) как “великий основной вопрос всей философии, в особенности новейшей”. И объяснял: “Уже с того весьма отдалённого времени, когда люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для неё ещё какую-то особую смерть. Так возникло представление о её бессмертии…”[6]

С другой стороны, приведу утверждение испанского писателя и философа Мигеля де Унамуно: “...жажда не умирать, стремление к личному бессмертию ... это есть аффективная основа всякого познания и внутренний, личный исходный пункт всякой человеческой философии, человеком созданной и для людей предназначенной...”[7]

Несмотря на диаметрально противоположное отношение к возможности личного бессмертия, Энгельс и Унамуно соглашались в том, что вера в личное бессмертие антирациональна. В ХІХ-ХХ ст. не только материалисты, но и много мыслителей, которые очень положительно относились к идее личного бессмертия, считали, что она противоречит разуму, что верить у нее возможно лишь вопреки разуму.

Размышляя над этой проблемой, я (еще задолго до того, как начал серьезно изучать философскую литературу на эту тему) пришел к иному выводу: материализм ложен; субъективные чувства, переживания, сознание не могут быть физическими процессами; Я как субъект психических состояний и процессов – тот, кто чувствует, желает и мыслит – это не мое тело и не мой мозг, а нечто нефизическое, что соответствует понятию души. А поскольку это так, то естественно предполагать возможность продолжения ее существования после телесной смерти и, возможно, ее существование до этой жизни. (К этому выводу я пришел на основе соображений, подобных тем, которые обсуждаются в разделе 3 “Аргумент зомби”.) Дальнейшее погружение в философскую литературу по психофизической проблеме (прежде всего, аргументы Карла Поппера, Джона Белофа, Томаса Нагеля, Дэвида Чалмерса, Франка Джексона, Джона Сëрла) – закрепило это убеждение.

Вообще, где-то с 1970-х гг. в западной философии сознания начала проявляться новая тенденция: многие солидные нерелигиозные, научно ориентированные философы, которые "по темпераменту" были склонны к материализму (см., признание Дэвида Чалмерса в эпиграфе к этой книге), пришли к выводу о его неспособности объяснить психику, само существование субъективности, тот факт, что мы – существа, которые субъективно ощущают и осознают, а не автоматы, которые машинально, без никаких ощущений и осознания, выполняют определенную “биологическую программу” (какой бы сложной она ни была).

Немало философов ІІ половины ХХ ст., которые осознали неудовлетворительность материализма и отстаивали какую-то форму дуализма или плюрализма (см. словарь: дуализм, плюрализм), все же избегали традиционного понятия – души. Я считаю это проявлением боязни быть обвиненным в наибольших “смертных грехах” против науки – мистицизме и обскурантизме. Один из таких философов, которому я очень многим обязан, Карл Поппер, завершил свою статью “Язык и психофизическая проблема” замечанием: “Боязнь обскурантизма (или обвинения в обскурантизме) мешала большинству противников обскурантизма высказывать то, что было сказано выше. Однако эта боязнь была, в конце концов, лишь обскурантизмом другого толка.”[8] Объясню это замечание, как я его понимаю.

За несколько последних столетий, в процессе борьбы с религиозным мистицизмом и обскурантизмом, среди научных работников и научно ориентированных философов большое влияние приобрело философское учение материализма, которое претендует на научный статус и сторонники которого склонны навешивать ярлык мистицизма и обскурантизма на все, что чем-то напоминает религию или противоречит материализму. Немало философов и научных работников, которые осознают неудовлетворительность материализма, боятся высказать свою мысль, чтобы не быть обвиненным в обскурантизме. Это означает, что религиозный обскурантизм в современном научно-философском сообществе уступил место материалистическому обскурантизму. Надеюсь, что эта работа будет способствовать его преодолению.

Важно не бояться называть вещи своими именами. В частности, следует восстановить в правах понятие души. Чтобы убедиться в ее существовании, не нужны ни мистика, ни обращение к религиозным авторитетам; все, что нужно, содержится в нашем повседневном опыте. Существуют очень весомые рациональные аргументы, которые показывают, что сознание, Я есть что-то нефизическое, отличное от тела, хотя и тесно связанное с ним. Это “что-то нефизическое, отличное от тела, хотя и тесно связанное с ним”, всегда называлось душой.

С избеганием понятия души тесно связано еще одно современное “научное табу”, нарушаемое в этой работе, – табу на обсуждение возможности жизни после смерти. (Дж.Шварц и Ш.Бегли отмечают, что это считается сейчас чем-то неприличным, “чем-то таким, что ни один уважающий себя ученый не будет делать этого публично”[9].)

Многие выдающиеся ученые не боялись идти против псевдонаучных материалистических стереотипов. Вспомним, например, выдающегося ученого нейрохирурга Уилдера Пенфилда, основателя современной нейрофизиологии Чарльза Шеррингтона[10] , лауреата Нобелевской премии по нейрофизиологии Джона Экклза, лауреата Нобелевской премии по физике Эугена Вигнера[11] ...

Работа ориентирована не только на профессиональных философов, но и на мыслящих людей без специального философского образования, которые стремятся понять мир и самого себя. Я старался в максимально простой для понимания форме ознакомить читателя с основными точками зрения на проблему, аргументами их сторонников и противников, моим собственным видением и аргументами. Философские термины разъясняются в тексте и словаре, размещенном в конце книги.


 



[1] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.

[2] англ. поговорка, которая говорит о невозможности совместить несовместимое: Вы не можете съесть пирог и при этом оставить его целым.

[3] Chalmers D. The Conscious Mind. – р.168, хiv.

[4] Nagel T. Mortal Questions. Preface. – p.x-xi.

[5] У Энгельса “бытие и мышление” означает “материя и сознание”. Некорректность состоит в том, что Энгельс сразууже в самой формулировке проблемы, до ее рассмотрения по сути – отождествляет бытие (т.е. все реально существуещее) с материей.

[6] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. – С.278. (Курсив мой.)

[7] Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. – С.56.

[8] Popper K. Language and the Body-Mind Problem. – p.402.

[9] Schwartz J., Begley S. The Mind & The Brain. – р.45.

[10]То, что наше бытие должно состоять из двух фундаментальных элементов, по моему мнению, внутренне не более невероятно, чем что оно должно основываться лишь на одном.” (Ч.Шеррингтон, цит. по: Popper K., Eccles J. Self and Its Brain. – р.62.)

[11]С психологическо-эпистемологической точки зрения интересно, что, несмотря на то, что сознание – это единственное явление, о котором мы имеем прямое свидетельство, многие люди отрицают его реальность. От вопроса "Если все существующее есть некоторые сложные химические процессы в Вашем мозге, почему Вам не все равно, что это за процессы?" просто уклоняются. Складывается впечатление ... что слово "реальность" не имеет одинакового смысла для всех нас.” (Эигнер, цит. по: Schwartz J., Begley S. The Mind & The Brain. – р.vii.)

[Содержание]

[Персональная страница Дмитрия Сепетого]